Страницы

7 мая 2008 г.

Как я выбирал "зеркалку"...

- Ой, какие у Вас снимки красивые! Наверное, у Вас фотоаппарат дорогой?
- А какие у Вас блюда вкусные! Наверное, у Вас кастрюли дорогие?

/Из разговора домохозяйки и фотографа/


    "Зеркалка" - моя четвёртая цифровая фотокамера (ЦФК). Первым был Olympus C765UZ. Покупался он как замена китайской плёночной мыльнице Skina, перед отпуском, без особых претензий, как средневзвешенное от советов всех, у кого я смог спросить совета. Как выяснилось значительно позже, фотоаппарат оказался просто замечательным! При необльших габаритах и неброской внешности он имел лучшую среди "мыльниц" того момента оптику и позволил снять хорошие фотографии в самых различных жанрах от пейзажей и портретов до макро, и не раз здорово выручал на вечеринках. Сделанные с его помощью снимки украшают не одну стену и не один альбом, а сам он доблестно продолжает трудиться на радость нового хозяина.

Panasonic Lumix FZ7     Незаметно пролетели два года, захотелось "свеженького". В качестве обновки был выбран Panasonic Lumix FZ7. На выбор повлияли и собственный опыт, и опыт коллег по увлечению, и общение в интернете. Качественная оптика фирмы Leica с расширенным (36-432мм ЭФР) диапазоном фокусных, оптический стабилизатор изображения и два "дополнительных" мегапикселя уравновешивались шумной матрицей и до обидного глупой прошивкой. Вот когда стало понятно, что прошивка Olympus'а была заметно умнее. Выяснилось также, что при недостатке света как минимум один из этих самых +2Мп как раз и уходит на борьбу с шумами. Но все эти недостатки не помешали запечатлеть замечательный отпуск в Венгрии в августе 2006 года, интересное макро и просто красивые снимки. Существенно расширили мои возможности поляризационный фильтр и широкоугольная насадка.

    Борьба со встроенным интелектом "Панаса" требовала мужества, да и компактным назвать его нельзя, поэтому когда жене потребовался фотоаппарат - я решил приобрести что-нибудь действительно компактное и автоматическое, но с увеличенной по площади матрицей. Так после долгих поисков в интернет-магазине был куплен FujiFilm FinePix F40fd с 8-мегапиксельной матрицей SuperCCD HR 1/1.6". И снова открытие: оказывается, фотографировать ночью без вспышки и штатива - "с рук" - можно! "Фуджик" не только заново открыл мне макро и панорамы. Он почти всегда со мной и иногда приподносит весьма неожиданные сюрпризы.

    Должен признать, что всё это время мне тайно нравился Nikon Coolpix 8800 - большая 2/3" 8Мп матрица, замечательная оптика (35-350 мм ЭФР) со стабилизатором, "башмак", повортный экранчик и ЖКИ с подсветкой - всё это актуально до сих пор. Но больше всего в этой модели убивала ... цена - эта модель даже б/у всё ещё стоит дороже некоторых "зеркалок"! Вобщем, "несостоявшаяся любовь"...

    Но ничего не стоит на месте, и у меня снова возникла потребность в качественном улучшении фототехники. Полумеры уже надоели, поэтому сразу было решено: теперь - только "зеркалка"! Никаких "религиозных" предубеждений или немотивированных симпатий и антипатий у меня нет, выбор был рациональным и логически обоснованым:

  1. Бюджет ограничен, выбирать приходится из младших моделей хорошо зарекомендовавших себя производителей фототехники. По этой причине из рассмотрения были исключены Sony, Panasonic и Samsung.
  2. Я - категорический противник жонглирования дорогой фототехникой в неподходящих для этого условиях, поэтому бюджет должен учитывать, что первое покупаемое "стекло" - универсальный "туристический" объектив с широким диапазоном фокусных (ориентировочно, 28-300мм ЭФР). Очень желательна стабилизация изображения.
  3. Специализированные объективы (например, макро) допустимы, но смена их должна происходить в подходящих условиях, так, чтобы при этом ничего не пострадало.
  4. Раз уж есть возможность менять оптику - было бы неплохо иметь и возможность максимально полноценного использования "неродных" объективов.
  5. Эргономика: камера должна быть как можно более компактной, лёгкой и удобной.
  6. Опыт показал, что качественного снимка размером 6Мп вполне достаточно для удовлетворения всех фотолюбительских потребностей. С другой стороны, больше мегапикселей - это больше потребностей в памяти и мощности процессора. Поэтому из рассмотрения были исключены камеры с размером сенсора более 8Мп.
  7. При прочих равных очень желательны возможность использования универсальных элементов питания АА и памяти формата SD/SDHC.
  8. Хотелось бы при минимальных затратах иметь возможность экспериментировать.
    На такой набор критериев немалое влияние оказало стремительное исчезновение из модельных рядов "зеркалок" с разрешением матрицы меньше 10Мп. "Гонка мегапикселей" в цифровой фотографии была на первом этапе положительным фактором, поскольку стимулировала развитие отрасли. Однако постепенно произошла подмена понятий: вместо целого комплекса характеристик ЦФК его "общее качество" стали измерять одними лишь мегапикселями. "Пипл хавает!". Но беда в том, что увеличение числа мегапикселей выше определённого предела при неизменной площади фотосенсора влияет на качество результата отрицательно - уменьшается динамический диапазон, прогрессируют шумы и, как следствие, ухудшаются детализация и цветопередача. Новые модели ЦФК оказываются хуже старых (именно так, к сожалению, произошло, например, с Panasonic Lumix FZ50). И то, что Fujifilm Finepix S6500fd - очень хорошая камера, стало понятно только тогда, когда она уже исчезла из массовой продажи. И чтобы такого не повторилось, я решил больше не упускать шанс.

    В процессе выбора было прочитано много статей и форумов, ощупано и опробовано немало фототехники, в т.ч. Canon EOS 350D, Nikon D50, Olympus E400 Double Kit, а уж фотографий тестовых пересмотрено... Не смотря на все мои симпатии, зеркальные Олимпусы "сошли с дистанции" из-за меньшей матрицы и дефицитной оптики (так и не реализовала обещанного потенциала система 4/3), Canon'ы - из-за низкого качества китового объектива и "полной моторизации и чипизации" всей оптики (что, разумеется, отражается на её цене). Выбор постепенно сократился до "сладкой парочки" Nikon D40 + AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-200mm f/3.5-5.6G IF-ED (11.1x) против Pentax K100D + AF18-250mm F/3.5-6.3 Di-II LD Aspherical (IF) Macro и, наконец, остановился на модели Pentax K100D Super с пентаксовским же smc PENTAX DA 18-250mm F3.5-6.3 ED AL [IF], т.к. эта модель при близком качестве снимков (полезное сравнение можно почитать здесь) заметно более функциональна, чем Nikon D40:

  • штатный объектив не уступает никоновскому по качеству, но имеет невращающуюся наружную линзу, что очень удобно для использования поляризационного фильтра,
  • стабилизатор в "тушке" работает со всем парком оптики, а объективы должны быть легче и дешевле,
  • совместимость как с уже имеющейся "отвёрточной", так и с новой моторизованной SDM-оптикой, а также с огромным парком М42-оптики, в отличие от Nikon D40, в котором "отвёртка" отсутствует, поэтому для автофокусировки нужны более дорогие моторизовнные AF-S или AF-I объективы. В моём распоряжении уже есть HELIOS-44M-6 F2.0, 58мм от плёночного фотоаппарата "Зенит" (ещё есть Индустар-61 Л/Д от ФЭДа, но его рабочий отрезок значительно короче, поэтому бесконечность с ним недоступна, и в лучшем случае его можно попробовать в качестве макро),
  • в отличие от других претендентов в Pentax K100D Super возможно использование автоматической экспонометрии с любой оптикой: при съёмке в режиме "приоритета диафрагмы" значение диафрагмы, вручную установленной на объективе, вводится в настройки камеры. Разумеется, есть и подтверждение ручной фокусировки.
  • одиннадцать точек автофокусировки вместо трёх у Nikon D40,
  • к штатному объективу подойдёт вся имеющаяся у меня оптика М52 (фильтры, насадки),
  • универсальное питание АА,
  • приятная, на мой взгляд, эргономика, и удобный видоискатель,
  • последнее по порядку, но не по значению - владение Pentax'ом кажется мне значительно дешевле, чем Nikon'ом.
    Среди недостатков этой модели Pentax'а разные источники отмечают медленную (а по некоторым источникам даже "иногда ошибочную") автофокусировку, проблемный "баланс белого" при искусственном освещении и потерю деталей в ярко красных областях. Чтож, "поживём - посмотрим".

    О Pentax K100D Super можно почитать анонс, коротенькую рекламу и обсуждение выбора "Pentax K100D Super Kit vs Nikon D40 Kit", о предшественнике - Pentax K100D - обзоры на DPReview, Steve's DigiCams, DCRP Review, Imaging Resource, iXBT, ZOOM CNews. А для любителей "лирики" есть замечательный набор счастливых историй о системе Pentax.

    Конечно же, фотографирует фотограф, а не фотокамера, и я не склонен фетишизировать технические аспекты фотографии. Но выбор и использование достойного представителя технического прогресса - это тоже немалое удовольствие. Надеюсь, мне не придётся разочароваться в своём выборе.

Статья может быть отредактирована и дополнена в любой момент!

3 комментария:

  1. Стабилизатор в тушке на порядок хуже стаба в объективе. 2 стопа разницы резких снимков на Nikon AF-S 16-85 VR и Sony a350 c 16-80 в пользу Никона (съемка одновременно в помещении, ИСО часто совпадали)

    ОтветитьУдалить
  2. Сравнение совсем некорректно. Во-первых, стаб более эффективен на длинном конце, и 16-85 - наверное не самый лучший стенд для тестирования. Во-вторых, Sony - очень сомнительный эталон, особенно рядом с Nikon'ом. Во-вторых, многое зависит конкретной реализации. Думаю, у Pentax стаб всё таки получше, чем у Sony. Чего, например, стоит вот такой снимок. Ну и в-третьих, стаб в тушке работает со всеми стёклами (даже со старыми).

    Ну а "в среднем по больнице", действительно принято считать, что стаб в стекле эффективнее стаба в тушке на два стопа.

    ОтветитьУдалить
  3. А вот - пример работы стаба с "неродным" стеклом. Для такого фокусного выдержка без стаба согласно правилу 1/ЭФР должна быть 1/750с!

    ОтветитьУдалить