Страницы

24 апр. 2011 г.

О Tilt-Shift Объективах

Шифт-объектив (от англ. Shift lens — объектив со сдвигом, иначе — объектив с коррекцией перспективы, PC-объектив, объектив с контролем перспективы) — фотообъектив, специально предназначенный для коррекции перспективы путём сдвига линз относительно фотоплёнки или сенсора. Чаще всего используются для архитектурной и иной технической съемки. /Википедия /


Что же такое подвижки и что, хотя бы в общих чертах, они дают? Они делятся на сдвиги (shift) - перемещения объективной или кассетной части вверх и вниз, наклоны (tilt) - их повороты вокруг горизонтальных осей (к земле, к небу) и, наконец, вращения (swing) - повороты вокруг вертикальных осей (вправо, влево). Всего таких степеней свободы можно насчитать 18, и все они реализуются в тех монорельсовых камерах, которыми работают профессионалы в студии рекламной или портретной фотографии или "на пленэре" в архитектурной съёмке.

Грамотное использование подвижек поодиночке и в совокупности позволяет исправлять "падающие здания", перемещать сюжет в разные части плоскости изображения, управлять зоной резко изображаемого пространства при неизменном значении диафрагмы, влиять на передачу формы объекта вплоть до её искажений, самым широким образом управлять перспективой, подчёркивать положения главной изобразительной части сюжета, производить порой почти фантастические изменения точки зрения на сложнейшие сюжеты вроде протяжённых интерьеров. Работа с подвижками - это целая наука, теорию которой можно найти в специальных руководствах (например, той же фирмы Smar или прекрасной книге "The Studio Life" (Library of Photography, 1971), а практику освоить, лишь повозившись с такими камерами на деле.

Хотя все богатство подвижек принципиально недоступно малоформатным камерам, некоторые из них столь существенны, что конструкторы попытались обеспечить ими фотографов за счёт создания специальной группы объективов. Она получила название TS или PC (Tilt-Shift, Perspective Control). У разных фирм они снабжены разным количеством возможностей, но всегда относятся к высококачественной, а потому и дорогой оптике, значительно облегчающей работу фотографов при съёмке многих сложных сюжетов. В первую очередь это архитектура, натюрморт, съёмка помещений, рекламная фотография. В силу особенностей конструкции все они не автофокусные, а, исходя из задач съёмки, обычно относятся к широкоугольникам, хотя последнее не обязательно. Принцип их действия довольно прост' оптическая схема такова, что делает поле качественного изображения существенно больше площади кадра, что позволяет сдвигать кадр в пределах этого поля за счёт перемещения или наклона объектива относительно плоскости плёнки. Такой объектив мог бы покрыть кадр 6x6 см и даже больше, но используется с его ухищрениями лишь для малоформатного кадра 24x36 мм. Неудивительно, что с учётом механической сложности оправы, содержащей подчас не одно микрометрической точности перемещение, стоимость такого объектива приближается к цене камеры (порядка тысячи долларов).

Вообще говоря, заявлять, что такие объективы что-либо исправляют, не совсем правильно Скорее они позволяют перестроить сюжет в соответствии с привычным нам восприятием, так как человеческое зрение отнюдь не исчерпывается чистыми законами геометрической оптики, а включает психологическую обработку в мозгу. Вот наиболее частый, почти стандартный пример, являющийся, кстати, и наиболее частым случаем применений TS-объективов в практической съёмке.

Если вы рассматриваете вблизи высокое здание, приходится задирать голову кверху, осматривая его частями, но при этом его вертикальные стены все равно остаются в вашем сознании вертикальными. Но когда вы пытаетесь сфотографировать это здание целиком, не имея возможности отойти подальше и для этого наклоняете камеру вверх, на снимке здание окажется "падающим", хотя геометрическое построение изображения глазом и объективом одинаково. "Падающие" вертикали иногда удаётся исправить наклоном фотобумаги при печати снимка, но гораздо удобнее, грамотнее и качественнее добиться этого уже при съёмке, отказавшись от наклона камеры и сохранив ее горизонтальное положение. А чтобы в кадр здание вошло целиком, достаточно передвинуть объектив вверх, что и предусмотрено соответствующей подвижкой.

Ещё одна полезная возможность у объективов с наклоном оптической оси (обычно в пределах 8-10°) - расширение глубины резко изображаемого пространства не за счет изменения диафрагмы. Вернее, такая подвижка позволяет двигать зону резкости по кадру и в сочетании с установкой подходящей дистанции и диафрагмы создаёт невозможную при обычной съёмке глубину, когда резко передается и цветок, растущий почти у самой камеры, и расположенная на горизонте церковь.

Выбор Shift-оптики невелик, так как второстепенные фирмы ее вообще не делают, а ведущие ограничивают свой ассортимент одной-двумя моделями.. Но у фирмы Canon три равнозначные по возможностям модели TS-E 24 мм f/3,5 L, TS-E 45 мм f/2,8 и TS-E 90 мм f/2,8. Первый - для ландшафтных и архитектурных съёмок; он имеет переднюю полированную асферическую линзу и подвижные внутренние оптические элементы, исправляющие аберрации до кратчайшей дистанции съемки в 30 см. Второй имеет почти стандартное фокусное расстояние и пригоден в первую очередь для съёмки натюрмортов и пейзажей, фокусируясь от 40 см По словам фирмы, это очень многообещающий объектив, который заметно расширяет изобразительные возможности и успешно заменяет в работе профессионала обычную оптику. Третий - первый и пока единственный в мире телеобъектив с контролем перспективы и зон резкости, очень удобен для студийных натюрмортов или творческой портретной съемки с активным влиянием на передачу второстепенных планов. Выдающееся качество изображения и фокусировка от 0,5 м позволяет проводить почти макрофотографические работы с объектами величиной с почтовую карточку.

Возможность наклонов (tilt) ограничивает зону резкости очень узкой областью, что даёт неожиданные эффекты в портретной фотографии. Подобные эффекты недоступны каким-либо иным приемам в малоформатной фотографии. Найденное решение (по-видимому, еще не до конца оценённое нашими фотографами) оказалось настолько эффективным, что его почти в точности полгода назад повторил Никон.. Как уже говорилось, все эти объективы не имеют автофокусировки, да и управление диафрагмой у них отнюдь не автоматическое. В первом стоит собственный репетир - нажал на кнопку - установилось рабочее значение, нажал второй раз - диафрагма открылась. Два вторых в этом смысле ещё более консервативны: одним кольцом предварительно фиксируется рабочее значение, а реально устанавливается оно поворотом другого кольца до упора. Такая не очень оперативная система имела хождение и в отечественных объективах лет двадцать-тридцать назад.

У Shift-объективов есть и еще одна малоизвестная область применения -создание точно стыкующихся высококачественных фотографических панорам, смонтированных из отдельных последовательных снимков Но даже если вы не снимаете панорамы, дополнительные возможности этой группы оптики весьма впечатляющи, тем более что такие объективы с успехом могут работать и в качестве обычных широкоугольников, если не пользоваться всеми этими подвижками.

Для получения безукоризненного с технической точки зрения снимка необходимо использовать соответствующую сюжету оптику. И если вам предстоит снимать архитектуру - тилт-шифт будет для вас не дорогой игрушкой сомнительной целесообразности, а рабочим инструментом.





Полезные ссылки:

2 комментария: