- Ой, какие у Вас снимки красивые! Наверное, у Вас фотоаппарат дорогой?
- А какие у Вас блюда вкусные! Наверное, у Вас кастрюли дорогие?
/Из разговора домохозяйки и фотографа/
- А какие у Вас блюда вкусные! Наверное, у Вас кастрюли дорогие?
/Из разговора домохозяйки и фотографа/
"Зеркалка" - моя четвёртая цифровая фотокамера (ЦФК). Первым был Olympus C765UZ. Покупался он как замена китайской плёночной мыльнице Skina, перед отпуском, без особых претензий, как средневзвешенное от советов всех, у кого я смог спросить совета. Как выяснилось значительно позже, фотоаппарат оказался просто замечательным! При необльших габаритах и неброской внешности он имел лучшую среди "мыльниц" того момента оптику и позволил снять хорошие фотографии в самых различных жанрах от пейзажей и портретов до макро, и не раз здорово выручал на вечеринках. Сделанные с его помощью снимки украшают не одну стену и не один альбом, а сам он доблестно продолжает трудиться на радость нового хозяина.
Незаметно пролетели два года, захотелось "свеженького". В качестве обновки был выбран Panasonic Lumix FZ7. На выбор повлияли и собственный опыт, и опыт коллег по увлечению, и общение в интернете. Качественная оптика фирмы Leica с расширенным (36-432мм ЭФР) диапазоном фокусных, оптический стабилизатор изображения и два "дополнительных" мегапикселя уравновешивались шумной матрицей и до обидного глупой прошивкой. Вот когда стало понятно, что прошивка Olympus'а была заметно умнее. Выяснилось также, что при недостатке света как минимум один из этих самых +2Мп как раз и уходит на борьбу с шумами. Но все эти недостатки не помешали запечатлеть замечательный отпуск в Венгрии в августе 2006 года, интересное макро и просто красивые снимки. Существенно расширили мои возможности поляризационный фильтр и широкоугольная насадка.
Борьба со встроенным интелектом "Панаса" требовала мужества, да и компактным назвать его нельзя, поэтому когда жене потребовался фотоаппарат - я решил приобрести что-нибудь действительно компактное и автоматическое, но с увеличенной по площади матрицей. Так после долгих поисков в интернет-магазине был куплен FujiFilm FinePix F40fd с 8-мегапиксельной матрицей SuperCCD HR 1/1.6". И снова открытие: оказывается, фотографировать ночью без вспышки и штатива - "с рук" - можно! "Фуджик" не только заново открыл мне макро и панорамы. Он почти всегда со мной и иногда приподносит весьма неожиданные сюрпризы.
Должен признать, что всё это время мне тайно нравился Nikon Coolpix 8800 - большая 2/3" 8Мп матрица, замечательная оптика (35-350 мм ЭФР) со стабилизатором, "башмак", повортный экранчик и ЖКИ с подсветкой - всё это актуально до сих пор. Но больше всего в этой модели убивала ... цена - эта модель даже б/у всё ещё стоит дороже некоторых "зеркалок"! Вобщем, "несостоявшаяся любовь"...
Но ничего не стоит на месте, и у меня снова возникла потребность в качественном улучшении фототехники. Полумеры уже надоели, поэтому сразу было решено: теперь - только "зеркалка"! Никаких "религиозных" предубеждений или немотивированных симпатий и антипатий у меня нет, выбор был рациональным и логически обоснованым:
- Бюджет ограничен, выбирать приходится из младших моделей хорошо зарекомендовавших себя производителей фототехники. По этой причине из рассмотрения были исключены Sony, Panasonic и Samsung.
- Я - категорический противник жонглирования дорогой фототехникой в неподходящих для этого условиях, поэтому бюджет должен учитывать, что первое покупаемое "стекло" - универсальный "туристический" объектив с широким диапазоном фокусных (ориентировочно, 28-300мм ЭФР). Очень желательна стабилизация изображения.
- Специализированные объективы (например, макро) допустимы, но смена их должна происходить в подходящих условиях, так, чтобы при этом ничего не пострадало.
- Раз уж есть возможность менять оптику - было бы неплохо иметь и возможность максимально полноценного использования "неродных" объективов.
- Эргономика: камера должна быть как можно более компактной, лёгкой и удобной.
- Опыт показал, что качественного снимка размером 6Мп вполне достаточно для удовлетворения всех фотолюбительских потребностей. С другой стороны, больше мегапикселей - это больше потребностей в памяти и мощности процессора. Поэтому из рассмотрения были исключены камеры с размером сенсора более 8Мп.
- При прочих равных очень желательны возможность использования универсальных элементов питания АА и памяти формата SD/SDHC.
- Хотелось бы при минимальных затратах иметь возможность экспериментировать.
На такой набор критериев немалое влияние оказало стремительное исчезновение из модельных рядов "зеркалок" с разрешением матрицы меньше 10Мп. "Гонка мегапикселей" в цифровой фотографии была на первом этапе положительным фактором, поскольку стимулировала развитие отрасли. Однако постепенно произошла подмена понятий: вместо целого комплекса характеристик ЦФК его "общее качество" стали измерять одними лишь мегапикселями. "Пипл хавает!". Но беда в том, что увеличение числа мегапикселей выше определённого предела при неизменной площади фотосенсора влияет на качество результата отрицательно - уменьшается динамический диапазон, прогрессируют шумы и, как следствие, ухудшаются детализация и цветопередача. Новые модели ЦФК оказываются хуже старых (именно так, к сожалению, произошло, например, с Panasonic Lumix FZ50). И то, что Fujifilm Finepix S6500fd - очень хорошая камера, стало понятно только тогда, когда она уже исчезла из массовой продажи. И чтобы такого не повторилось, я решил больше не упускать шанс.
В процессе выбора было прочитано много статей и форумов, ощупано и опробовано немало фототехники, в т.ч. Canon EOS 350D, Nikon D50, Olympus E400 Double Kit, а уж фотографий тестовых пересмотрено... Не смотря на все мои симпатии, зеркальные Олимпусы "сошли с дистанции" из-за меньшей матрицы и дефицитной оптики (так и не реализовала обещанного потенциала система 4/3), Canon'ы - из-за низкого качества китового объектива и "полной моторизации и чипизации" всей оптики (что, разумеется, отражается на её цене). Выбор постепенно сократился до "сладкой парочки" Nikon D40 + AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-200mm f/3.5-5.6G IF-ED (11.1x) против Pentax K100D + AF18-250mm F/3.5-6.3 Di-II LD Aspherical (IF) Macro и, наконец, остановился на модели Pentax K100D Super с пентаксовским же smc PENTAX DA 18-250mm F3.5-6.3 ED AL [IF], т.к. эта модель при близком качестве снимков (полезное сравнение можно почитать здесь) заметно более функциональна, чем Nikon D40:
- штатный объектив не уступает никоновскому по качеству, но имеет невращающуюся наружную линзу, что очень удобно для использования поляризационного фильтра,
- стабилизатор в "тушке" работает со всем парком оптики, а объективы должны быть легче и дешевле,
- совместимость как с уже имеющейся "отвёрточной", так и с новой моторизованной SDM-оптикой, а также с огромным парком М42-оптики, в отличие от Nikon D40, в котором "отвёртка" отсутствует, поэтому для автофокусировки нужны более дорогие моторизовнные AF-S или AF-I объективы. В моём распоряжении уже есть HELIOS-44M-6 F2.0, 58мм от плёночного фотоаппарата "Зенит" (ещё есть Индустар-61 Л/Д от ФЭДа, но его рабочий отрезок значительно короче, поэтому бесконечность с ним недоступна, и в лучшем случае его можно попробовать в качестве макро),
- в отличие от других претендентов в Pentax K100D Super возможно использование автоматической экспонометрии с любой оптикой: при съёмке в режиме "приоритета диафрагмы" значение диафрагмы, вручную установленной на объективе, вводится в настройки камеры. Разумеется, есть и подтверждение ручной фокусировки.
- одиннадцать точек автофокусировки вместо трёх у Nikon D40,
- к штатному объективу подойдёт вся имеющаяся у меня оптика М52 (фильтры, насадки),
- универсальное питание АА,
- приятная, на мой взгляд, эргономика, и удобный видоискатель,
- последнее по порядку, но не по значению - владение Pentax'ом кажется мне значительно дешевле, чем Nikon'ом.
О Pentax K100D Super можно почитать анонс, коротенькую рекламу и обсуждение выбора "Pentax K100D Super Kit vs Nikon D40 Kit", о предшественнике - Pentax K100D - обзоры на DPReview, Steve's DigiCams, DCRP Review, Imaging Resource, iXBT, ZOOM CNews. А для любителей "лирики" есть замечательный набор счастливых историй о системе Pentax.
Конечно же, фотографирует фотограф, а не фотокамера, и я не склонен фетишизировать технические аспекты фотографии. Но выбор и использование достойного представителя технического прогресса - это тоже немалое удовольствие. Надеюсь, мне не придётся разочароваться в своём выборе.
Статья может быть отредактирована и дополнена в любой момент!
Стабилизатор в тушке на порядок хуже стаба в объективе. 2 стопа разницы резких снимков на Nikon AF-S 16-85 VR и Sony a350 c 16-80 в пользу Никона (съемка одновременно в помещении, ИСО часто совпадали)
ОтветитьУдалитьСравнение совсем некорректно. Во-первых, стаб более эффективен на длинном конце, и 16-85 - наверное не самый лучший стенд для тестирования. Во-вторых, Sony - очень сомнительный эталон, особенно рядом с Nikon'ом. Во-вторых, многое зависит конкретной реализации. Думаю, у Pentax стаб всё таки получше, чем у Sony. Чего, например, стоит вот такой снимок. Ну и в-третьих, стаб в тушке работает со всеми стёклами (даже со старыми).
ОтветитьУдалитьНу а "в среднем по больнице", действительно принято считать, что стаб в стекле эффективнее стаба в тушке на два стопа.
А вот - пример работы стаба с "неродным" стеклом. Для такого фокусного выдержка без стаба согласно правилу 1/ЭФР должна быть 1/750с!
ОтветитьУдалить